Информационная карта № 3/2019

 

 

Парламентские слушания на тему: "О правоприменении новых положений законодательства в сфере рыболовства с учетом региональных особенностей", проведены 27 ноября 2019 года.

 

Организатор: постоянный комитет Сахалинской областной Думы по экономическому развитию.

 

Основание: решение Совета областной Думы № 3, протокол № 89 от 14.10.2019

 

Председательствующий: Кочнев Анатолий Анатольевич, председатель постоянного комитета по экономическому развитию

 

Состав участников: депутаты Сахалинской областной Думы, представители федеральных органов государственной власти в Сахалинской области, Правительства Сахалинской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области, прокуратуры Сахалинской области, субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, научно-исследовательских организаций и образовательных учреждений, руководители рыбопромышленных предприятий.

 

Количество участников 99 человек.

 

Цель проведения слушаний:

            Выработка решений о подготовке органами государственной власти Сахалинской области законодательных инициатив и законодательных предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), реализация которых будет способствовать преодолению сдерживающих факторов в развитии рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области.

 

С основными докладами выступили:

"О проблемах правоприменения и необходимости совершенствования законодательства в сфере рыболовства с учетом региональных особенностей", Козлов Максим Георгиевич, депутат Сахалинской областной Думы;

"Об итогах путины 2019 года и перспективах развития рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области",

Радченко Иван Борисович, и.о. руководителя агентства по рыболовству Сахалинской области;

"Сложности научного сопровождения путины 2019 года", Жарикова Валентина Юрьевна, руководитель ФГБНУ "СахНИРО";

"Научно-исследовательская станция "Океаническая" – новый подход к морским исследованиям на Южных Курилах", Байталюк Алексей Анатольевич, руководитель ТИНРО;

"Научно-производственный центр марикультуры в Приморье: первые результаты и перспективы", Буслов Александр Вячеславович, заместитлеь руководителя ТИНРО;

"Опыт разработки эффективных лососевых комбикормов и перспективы их производства для рыбоводных предприятий Сахалина", Якуш Евгений Валентинович, заместитель руководителя ТИНРО;

"О целесообразности создания в Сахалинской области Центра развития аквакультуры", Галанин Дмитрий Александрович, заместитель руководителя ФГБНУ "СахНИРО";

"Организация СКТУ ФАР контрольно-надзорных мероприятий на водных объектах Сахалинской области", Непомнящий Руслан Николаевич, начальник отдела рыбоохраны и организации государственного контроля СКТУ ФАР;

"О создании условий для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и предложениях по ужесточению законодательства в целях сохранения ВБР", Лотин Евгений Владимирович, председатель постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экологии;

"Об отдельных предложениях по совершенствованию законодательства в области рыболовства", Таболин Андрей Павлович, руководитель департамента рыбного хозяйства Правительства Магаданской области;

"Особенности регулирования промысла тихоокеанских лососей заводского происхождения", Проскуряков Кирилл Александрович, исполнительный директор Ассоциации лососевых рыбоводных заводов Сахалинской области;

"О необходимости   совершенствования положений законодательства в сфере организации промысла ВБР в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера", Лиманзо Алексей Геннадьвич, представитель коренных малочисленных народов Севера при Сахалинской областной Думе;

"О необходимости заключения соглашения между Правительством Сахалинской области и Правительством Хабаровского края по вопросу добычи (вылова) транзитных лососей", Фофанов Роман Анатольевич, начальник управления рыбного хозяйства и рыбоводства министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.

 

Рекомендовано:

1. Правительству Сахалинской области:

1) совместно с Сахалинской областной Думой подготовить обоснования для обращения с инициативами в федеральные органы исполнительной власти, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в федеральное законодательство в части:

установления для субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих аквакультуру, возможности получения посадочного материала (личинки, молодь) морского (приморского) гребешка при формировании собственного ремонтно-маточного стада путем его сбора в естественной среде обитания на основе научно обоснованных норм;

установления возможности организации любительского рыболовства тихоокеанских лососей по путевкам с помощью сетей в границах рыболовных участков (многоцелевого использования рыболовных участков);

повышения денежного содержания инспекторов рыбоохраны и увеличения их нормативной численности, переоснащения материально-технической базы территориальных органов Росрыболовства;

совершенствования системы охраны водных биологических ресурсов (далее – водные биоресурсы) путем наделения перекрестными полномочиями рыбнадзора, охотнадзора, лесоохраны и других контрольно-надзорных органов;   

установления требования о принудительном расторжении договора пользования рыболовным участком в случае наличия подтвержденных фактов скупки пользователем рыболовного участка водных биоресурсов, добытых незаконным путем, и предоставления пользователем рыболовного участка документов под неосуществленный вылов в целях легализации браконьерского улова, а также передачи им права осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов третьим лицам;

ужесточения мер административной и уголовной ответственности за браконьерство, а также за транспортировку водных биоресурсов в промышленных объемах без подтверждающих документов и за их скупку;

2) рассмотреть возможность внесения в государственную программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 26.06.2013 № 325, изменений, предусматривающих:

возмещение затрат хозяйствующих субъектов и научных организаций на проведение мероприятий по паспортизации нерестовых рек и водоемов Сахалинской области, мечению тихоокеанских лососей, созданию в Сахалинской области центра развития аквакультуры;

систему грантов научным организациям для выполнения работ по паспортизации внутренних водных объектов, мониторингу внутренних водных объектов в период нерестового хода тихоокеанских лососей, разработке новых и совершенствованию существующих биотехнологий выращивания водных биоресурсов;

меры поддержки рыбодобывающих компаний, создающих рыбоводные хозяйства с целью обеспечения своих производств сырьем для выпуска готовой продукции (включая компенсацию затрат на инженерные изыскания, проектирование и строительство рыбоводных мощностей, а также создание за счет средств областного бюджета транспортной и энергоснабжающей инфраструктуры);

3)        обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением изменить порядок получения права на заключение договора пользования рыбоводным участком в части отказа от проведения аукционов при наличии у заявителя выполненных инженерных изысканий и проектной документации для строительства рыбоводных мощностей на запрашиваемом рыбоводном участке;

4) обратиться в Минсельхоз России с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральные нормативные правовые акты, регулирующие рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – КМНС), в части:

установления в рамках Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ     "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" двух самостоятельных видов рыболовства:

– рыболовство в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни КМНС (осуществляемое лицами, относящимися к КМНС, для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд);

– рыболовство в целях осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС;

установления в рамках Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 "Об утверждении правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" (далее – Правила рыболовства), разрешения использования представителями КМНС Сахалинской области и их общинами для добычи тихоокеанских лососей плавных сетей длиной до 100 м и высотой стенки до 9 м, а также однокотловых стационарных неводов (каравок);

отмены заявочного принципа на получение квот добычи (вылова) водных биоресурсов для обеспечения традиционного образа жизни КМНС и установления обязанности администраций муниципальных образований субъектов Российской Федерации по подаче списков КМНС в территориальные управления Федерального агентства по рыболовству для доведения им лимитов на вылов водных биоресурсов;

разработки и утверждения нового порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНС в связи с утратой актуальности действующего Порядка осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомрыболовства РФ от 11.04.2008 № 315, с учетом предложений субъектов Российской Федерации;

5) обратиться в Федеральное агентство по рыболовству с предложениями:

предусматривать при разработке стратегии организации промысла лососей (с учетом рекомендательного характера стратегии) возможность оперативного принятия Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб (далее –Комиссия) решений, основанных на информации научных учреждений о фактической обстановке на промысле;

разработать порядок организации добычи (вылова) тихоокеанских лососей заводского происхождения рыбоводными хозяйствами, направленный на получение сырья наилучшего качества и более полное его изъятие;

6) рассмотреть на заседании Сахалинского рыбохозяйственного совета вопросы:

о выработке рекомендаций по способам снижения промысловой нагрузки при добыче (вылове) тихоокеанских лососей в целях восстановления истощенных диких популяций, в том числе за счет сокращения сроков промысла, количества ставных неводов, длины центрального крыла ставного невода;

о необходимости проведения анализа деятельности лососевых рыбоводных заводов на предмет их эффективности;

7) обратиться в Минсельхоз России с предложением о внесении изменений в   регламент работы Комиссии и о пересмотре ее состава;

8) рассмотреть вопрос о необходимости строительства современных морских портов для приема среднетоннажных судов и маломерных судов рыболовного флота и принять соответствующие меры;

9) с целью поддержания престижа морских специальностей и повышения качества обучения в Сахалинском морском колледже (филиале) ФГБОУ ВО "Дальрыбвтуз"            (г. Невельск) и Сахалинском высшем морском училище имени Т.Б. Гуженко – филиале Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Холмск) обратиться соответственно в  Росрыболовство и Федеральное агентство морского и речного транспорта с предложением о принятии мер по переоснащению материально-технической базы указанных образовательных организаций, включая приобретение в достаточном количестве современных тренажеров, компьютерной техники, учебных пособий, а также проведение ремонта общежитий и улучшение питания обучающихся.

2. Агентству по рыболовству Сахалинской области:

1)        рассмотреть предложение Магаданской области о внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации с целью установления порядка определения границ рыболовных участков по линии максимального прилива, проработать с рыбохозяйственными предприятиями вопрос о возможном ущемлении прав предприятий при реализации данного предложения;

2)        обратиться в Минсельхоз России для получения разъяснения по вопросу о порядке использования рыболовных участков третьими лицами, получившими разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, общий допустимый улов на которые не устанавливается (далее – третьи лица), в границах рыболовных участков, и порядке осуществления добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением анадромных видов рыб) пользователями рыболовных участков и третьими лицами в условиях возможного возникновения конфликтов и противоправных действий;

3)        инициировать проведение на уровне Росрыболовства совещания по вопросу о поддержке рыбоводных хозяйств;

4)        рассмотреть предложения генерального директора ООО РПК "Кардинал" Погарского А.А., касающиеся совершенствования отдельных положений Правил рыболовства, и при наличии оснований инициировать внесение соответствующих изменений в Правила рыболовства;

5)        инициировать перед Минсельхозом России проведение работы по оптимизации системы административных наказаний для субъектов предпринимательской деятельности в сфере рыболовства, связанных с избыточным привлечением к административной ответственности за нарушения требований нормативных правовых актов, в том числе за малозначительные нарушения (например, наличие копии разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов вместо подлинника).

3. Сахалинской областной Думе:

1) подготовить совместно с агентством по рыболовству Сахалинской области и направить:

а) обращение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями:

– ускорить принятие проекта федерального закона № 724640-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)", предусматривающего предоставление земельных участков в аренду хозяйствам аквакультуры без проведения торгов;

– принять меры по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления права использования лесов в целях размещения временных объектов инфраструктуры для осуществления рыболовства;

обращение в Правительство Российской Федерации с предложениями:

– поддержать позицию Минсельхоза России относительно нецелесообразности предложения ФАС России о выделении на регулярной основе (раз в три-пять лет) части квот из ранее распределявшегося по "историческому принципу" объема квот, которая должна будет предоставляться путем проведения аукциона в электронной форме;

– учесть предложения, подготовленные рыбохозяйственными объединениями, экспертным и научным сообществом во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 30 января 2019 года                   № ДМ-П36-608 о прекращении действия устаревших нормативных правовых актов ("регуляторная гильотина"), о целесообразности применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства;

обращение в Минсельхоз России с предложением инициировать внесение изменений в постановление Правительства РФ от 06.08.2018 № 917 "О порядке определения органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, рыбной и иной продукции, произведенной из таких уловов на судах рыбопромыслового флота, в живом, свежем и охлажденном виде" с целью уточнения нормы постановления, устанавливающей порядок определения мест выгрузки уловов водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота или с использованием маломерных судов длиной менее 20 м, трактовка которой позволит исключить возможность конфликтных ситуаций при согласовании мест выгрузки с органами федеральной службы безопасности (либо провести разъяснительную работу с  органами федеральной службы безопасности в части полномочий указанной службы при проведении согласования мест выгрузки);

обращения и законодательные инициативы в Минсельхоз России, Федеральное агентство по рыболовству и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по внесению изменений в федеральное законодательство в соответствии с предложениями, поступившими в ходе проведения парламентских слушаний (подпункт 1 пункта 1 настоящих рекомендаций);

2) направить в Правительство Российской Федерации информацию о позиции сообщества рыбопромышленников Сахалинской области, озвученной в ходе парламентских слушаний, в части нецелесообразности введения дополнительных видов водных биологических ресурсов в перечень объектов, 20 процентов квот на которые направляются на инвестиционные цели (в связи с отсутствием экономической обоснованности);

3) обратиться в Правительство Сахалинской области с предложением рассмотреть вопрос о создании министерства рыбного хозяйства Сахалинской области на базе агентства по рыболовству Сахалинской области;

4) одобрить концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в главы 251 и 261 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса", разработанного  Минсельхозом России и поддержанного в ходе его обсуждения Всероссийской ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. Направить в Правительство Российской Федерации информацию о позиции сообщества рыбопромышленников Сахалинской области относительно необходимости скорейшего внесения указанного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

5) поддержать разработанный  Минсельхозом России проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)", предусматривающий предоставление рыбоводного участка для осуществления индустриальной аквакультуры и пастбищной аквакультуры (за исключением пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб) в границах  свободной части акватории рыболовного участка, направленный Минсельхозом России на согласование в федеральные органы исполнительной власти;

6) поддержать внесение изменений в Федеральный закон от 30 ноября 1995 года   № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" с целью снятия административных барьеров в виде исключения излишней контрольной функции со стороны пограничных органов (обязанности присутствия должностного лица) при осуществлении погрузки, выгрузки, перегрузки уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов;

7) поддержать все предложения, изложенные в решении Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса, прошедшей в г. Москве            16 апреля 2019 года, о чем уведомить Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

8) создать рабочую группу с участием сотрудников агентства по рыболовству Сахалинской области, Сахалинского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее  – Сахалинский филиал ФГБНУ ВНИРО), Сахалино-Курильского территориального управления  Росрыболовства для разработки правил любительского рыболовства Сахалинской области на основе научного обоснования в части вопросов, не урегулированных Правилами рыболовства (в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), после утверждения постановлением Правительства Российской Федерации перечня случаев регулирования любительского рыболовства нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

9) поддержать позицию Магаданской области относительно необходимости внесения изменений:

в Федеральный закон от 1 апреля 1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" с целью установления возможности для российских судов, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль при убытии с территории Российской Федерации, осуществлять перегрузку во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации не только уловов, но и иной продукции из водных биологических ресурсов в случаях, если неблагоприятные гидрометеорологические условия не позволяют осуществлять такую перегрузку за пределами территориального моря Российской Федерации;

в Лесной кодекс Российской Федерации с целью установления   возможности использования лесов для размещения временных объектов инфраструктуры, используемых в целях рыболовства.

4. Сахалинскому филиалу ФГБНУ ВНИРО:

1) подготовить научное обоснование:

– о  необходимом  объеме  мероприятий  по  проведению  мечения  тихоокеанских лососей;

– о перечне водотоков, требующих обязательной паспортизации;

– о  целесообразности   создания   в   Сахалинской   области   центра   развития аквакультуры;

2) подготовить заключение на  проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)", предусматривающий предоставление рыбоводного участка для осуществления индустриальной аквакультуры и пастбищной аквакультуры (за исключением пастбищной аквакультуры в отношении анадромных видов рыб) в границах  свободной части акватории рыболовного участка, не внесенный в Государственную Думу (направленный Минсельхозом России на согласование в федеральные органы исполнительной власти), на предмет возможности его реализации в Сахалинской области (конкретно, в каких районах);

3) представить в агентство по рыболовству Сахалинской области информацию о потребности в дополнительном объеме средств, необходимых для проведения исследований, связанных с проведением мероприятий по паспортизации нерестовых рек, мечению тихоокеанских лососей и созданию центра развития аквакультуры.

 

Рекомендации парламентских слушаний рассмотрены на 2-м заседании 8-й сессии и утверждены постановлением Сахалинской областной Думы от 06.02.2020 № 8/2/28-7.

 

 

 

Сообщить об ошибке

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl+enter.

Об использовании информации сайта

Все материалы официального сайта Сахалинской областной Думы могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Сахалинской областной Думы не требуется.

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования